Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (ст. 3 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрен также общественный земельный контроль, под которым понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных данным Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (ст. 72.1 ЗК РФ).

Есть и иные виды контроля.

Так, законом города Севастополя от 26.02.2015 № 119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя» определено, что земельный контроль на территории города Севастополя - это осуществляемая на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя (далее - уполномоченный орган) по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований, за нарушение которых федеральным законодательством и законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.

Уполномоченным органом в указанной сфере является Управление земельного контроля города Севастополя.

В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от 26.02.2015 № 119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя» земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, а также в иных предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя формах, в порядке, определенном Правительством Севастополя.

Управление земельного контроля города Севастополя в силу предоставленных полномочий имеет право на вынесение предписаний по устранению нарушений требований по использованию земель, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя, на запрос и получение документов, необходимых для осуществления земельного контроля.

Вместе с тем, на территории города Севастополя со стороны отдельных граждан имеют место случаи самовольного присвоения себе функций общественного контроля, а также властных полномочий.

В то же время, самовольное (вопреки установленному федеральным законом и иным нормативным правовым актом порядку) осуществление своего предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, выразившееся в присвоении функций общественного контроля, а также властных полномочий органа управления земельного контроля, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Указанное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения – 3 месяца.

На основании ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.1 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Так, например в 2017 году прокуратурой Балаклавского района проверено сообщение средств массовой информации о незаконных проверках в отношении субъектов хозяйствований.

Учитывая, что согласно положениям ст. 46 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» права садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, подлежат защите, прокуратурой района проведена проверка в данной сфере. Установлено, что местный житель, представляясь должностным

лицом общественных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с коррупцией, в отсутствие установленных законом полномочий и законных оснований обращался к председателям садовых товариществ с предложениями об оказании содействия в предоставлении земельных участков.

Кроме того, в адрес юридических лиц вносились предписания об устранении нарушений в сфере земельного законодательства.

Указанными документами предписывалось в кратчайшие сроки выявить все земельные участки, которые не используются по целевому назначению, провести собрание уполномоченных членов товариществ, предоставить списки всех членов с номерами телефонов.

В случае отказа мужчина угрожал хозяйствующим субъектам организацией проверок исполнения земельного законодательства контролирующими органами города.

Проверкой так же установлено, что данный гражданин в действительности членом общественных организаций по борьбе с коррупцией не является.

Указанными неправомерными действиями, выразившимися как в присвоении властных полномочий органа управления земельного контроля, так и функций общественного контроля, были нарушены права хозяйствующих субъектов.

По результатам проверки в отношении указанного лица прокуратурой возбуждено 4 дела об административном правонарушении по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство).

Материалы проверки направлены для рассмотрения мировому судье.

Работа прокуратуры по надзору за соблюдением прав хозяйствующих субъектов продолжается.

Информация подготовлена прокуратурой Балаклавского района города Севастополя.

26.10.2017