С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым внесены существенные изменения
в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). А именно:

1. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (далее – контролирующий орган) в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) должны размещаться перечни нормативных правовых актов или
их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов
(п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

2. Установлены положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

Так, контролирующие органы осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

  • проведения семинаров и конференций;
  • разъяснительной работы в средствах массовой информации;
  • распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
  • направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

3. Предусмотрено направление контролирующими органами юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (ст. 8.2 Закона
№ 294-ФЗ).

4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).

В частности к таким мероприятиям относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2
    Закона № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Названные мероприятия проводятся на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении таких мероприятий нарушений обязательных требований должностные лица контролирующего органа принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1 - 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Так, проверяемое лицо уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

7. Установлен порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки (ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Так, в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо контролирующего органа, при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления, обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

8. Предусмотрена процедура предварительной проверки поступивших обращений (ч. 3.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Так, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченными должностными лицами контролирующего органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

  • принимаются меры по запросу дополнительных сведений
    и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
    • проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора); исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо контролирующего органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки
по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

9. Урегулирован порядок действий контролирующего органа
при установлении анонимности или недостоверности обращения
(ч. ч. 3.4, 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Так, внеплановая проверка прекращается, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Кроме того, существенным нововведением является то, что контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании
с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

10. Установлен запрет на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

11. Определен порядок действий контролирующего органа в случае невозможности проведения проверки (ч. 7 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

В частности, должностное лицо контролирующего органа составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

  • отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
  • иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

В течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки контролирующий орган вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

12. Изменены требования к оформлению распоряжения (приказа)
о проведении проверки (ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

В связи с этим, приказом Минэкономразвития России от 30.09.2016
№ 620 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изменена типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки.

13. Расширен перечень ограничений при проведении проверки.

Так, при проведении проверки должностные лица контролирующего органа не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Вместе с тем, контролирующий орган после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

14. Установлен порядок использования индикаторов риска нарушения обязательных требований (ч. 8 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Так, положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), указанных в ч. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, может быть предусмотрено использование контролирующими органами для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий
по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются
и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».

22.02.2017