Задать вопрос
Ответ

Статья 24 Конституции России обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О (далее – Определение суда) разъяснено указанное положение Конституции России в силу которой, любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а статьи 145 и 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

Указанные нормы закона не могут рассматриваться, как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы, в том числе право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Положения Федерального закона «О персональных данных» не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Следовательно, действие этого закона не распространяется на отношения по сбору, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и материалами проверок сообщений о преступлениях.

Таким образом, отказ в ознакомлении с материалами доследственной проверки заинтересованного лица, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, ограничивает конституционное право на обжалование действий и бездействия органов государственной  власти. Наличие в материалах проверки по заявлению о правонарушении персональных данных иных лиц при отсутствии в них сведений об их частной жизни и иных конфиденциальных сведений не является основанием для ограничения права заинтересованного лица на ознакомление с этими материалами.

Информация подготовлена прокуратурой Нахимовского района
города Севастополя.

Ответ

Угроза убийством, если она реальна, требует уголовно-процессуальной оценки на предмет выявления признаков состава преступления, предусмотренного ст. 119 Уголовного кодекса Российской Федерации. В случае несогласия принятое дознавателем органа полиции решение может быть обжаловано в порядке ведомственной подчиненности, в прокуратуру района или в суд.

Сам же жилищный спор подлежит разрешению в судебном порядке.

Судом могут быть рассмотрены различные требования сособственника квартиры, в том числе, о порядке пользования спорной квартирой, о вселении, об устранении препятствий в пользовании квартирой и т.п.

Вступившее в законную силу решение суда в силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательно для всех без исключения органов, организаций, должностных лиц и граждан.

После вступления решения суда в законную силу исполнительный лист подлежит передаче в Службу судебных приставов-исполнителей.

За нарушение законодательства об исполнительном производстве а также за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрена административная ответственность по ст. 17.14 и ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.

Информация подготовлена прокуратурой Гагаринского района города Севастополя.

Ответ

За уклонение от исполнения административного наказания предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50-ти часов.     

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Возможность отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания предусмотрена статьей 31.5 КоАП РФ.

В случае отсутствия самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф составляет должностное лицо органа рассмотревшего дело об административном правонарушении.

Информация подготовлена прокуратурой Гагаринского района города Севастополя.

Ответ

Да такая ответственность предусмотрена.

Выброс мусора в неустановленных местах является правонарушением, за которое ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа:

- на граждан в размере от 1 до 2-х тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 10 до 30 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 100 до 250 тысяч рублей;

Также к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам может применяться такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо этого, законодателем предусмотрена уголовная ответственность за нарушения в области обращения с отходами. В соответствии со ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов предусмотрено наказание  до двух лет лишения свободы.

Информация подготовлена прокуратурой Гагаринского района города Севастополя.

Ответ

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

В перечисленных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки.

К иным возможным случаям законного вхождения (проникновения) сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, относятся:

- проникновение в ходе производства следственного действия (осмотр жилища, обыск и выемка в жилище - ч.5 ст.165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

- проникновение при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия (ч.2,3 ст.8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности»);

- проникновение в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии терроризму" на территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

Информация подготовлена прокуратурой Балаклавского района города Севастополя.