Задать вопрос
Ответ

Да, проведение специальной оценки условий труда является обязательным. Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах вне зависимости от численности работников.

Проведение специальной оценки условий труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ), а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Федеральный закон N 426-ФЗ).

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах и финансирования возлагается на работодателя.

Согласно ч. 4 ст. 27  Федерального закона N 426-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу данного закона (22.12.2014) была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой, также была возложена на всех работодателей ранее.

Законодательство не устанавливает каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для работодателей, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства.

Вместе с тем, Федеральным законом N 426-ФЗ предусмотрены определенные особенности при проведении специальной оценки условий труда для субъектов малого предпринимательства.

В частности, согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ при проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются, в том числе, для выполнения установленной частью второй ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты, а также для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях (ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится лишь в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 310, 312.1  ТК РФ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).

За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Однако с 1 января 2015 года устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц за непроведение специальной оценки условий труда уже по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.

Ответ

Нет, не является.

Прокуратура Нахимовского района города Севастополя разъясняет, что 14.10.2014 принят Федеральный закон N 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с ч.4 ст.2 указанного Закона трудовые книжки работников, оформленные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию, замене не подлежат и ведутся в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Работодатель оформляет новую трудовую книжку образца, установленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, по желанию работника.

Информация подготовлена прокуратурой Нахимовского района города Севастополя

Ответ

Должны, но с 01.01.2016 года.

Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ внесены изменения в закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты. Начало действия документа - 04.08.2014.

Законом предусмотрено, что россияне обязаны сообщать о наличии у них иностранного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. За сокрытие данной информации предусмотрена уголовная ответственность.

Письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве подаётся в территориальный орган ФМС России в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Аналогичная обязанность установлена для гражданина Российской Федерации или законного представителя несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, имеющих на день вступления в силу закона, гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Вместе с тем, для граждан, проживающих в Крыму и Севастополе, и приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", сделано исключение.

Они освобождены от обязанности сообщать о наличии иностранного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве до 31 декабря 2015.