Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, преступность в телекоммуникационной среде в городе Севастополе стремительно набирает силу.

Одним из видов такой преступности является телефонное мошенничество.

Анализ данного вида преступлений свидетельтсвует о том, что жертвами телефонных мошенников становится всё большее число граждан Севастополя независимо от возраста.

Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.

Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.

Основные известные схемы телефонного мошеничества:

1. Случай с родственником.

Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс  тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку. Цена решения вопроса составляет оределённую сумму (указывается сумма в рублях или в  долларах США).

Так, например, в январе 2017 года в ОМВД России по Гагаринскому району поступило заявление жителя города Севастополя о том, что 9 января 2017 года ему позвонил абонент, который представился сыном заявителя и сообщил, что попал в ДТП, а также попросил срочно перечислить денежные средства в сумме 140000 рублей на реквизиты указанной им банковской карты. Заявитель, поверив, что это действительно был его сын, с нескольких банкоматов, расположенных в Гагаринском районе, перечислил требуемую сумму.

По аналогичному факту в марте 2017 года в ОМВД России по Ленинскому району поступило заявление от жительницы этого района о том, что в феврале 2017 года она перевела 50000 рублей на расчетный счет, указанный преступником, в банке "РНКБ", за освобождение внука от уголовной ответственности.

2. Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.).

На телефон абонента сотовой связи приходит, как правило, в ночное время sms-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.

Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!

         3. SMS-просьба.

Абонент получает на мобильный телефон сообщение: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони". Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже не возможно.

4. Телефонный заказ от первых руководителей правоохранительных и государственных органов власти.

На телефон абонента (предпринимателя, руководителя оъекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры города и др.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.  

5. Платный код.

Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.

6. Штрафные санкции оператора.

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

7. Ошибочный перевод средств.

Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом". В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.

8. Предложение получить доступ к SMS - переписке и звонкам абонента.

Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленниками используется следующая схема мошенничества в сети Интернет: пользователю предлагается изучить содержание SMS сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента.

После того, как пользователь отправляет SMS, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками - до 500 руб., а интересующая информация впоследствии так и не поступает. Поскольку большинство пострадавших в этом случае не обращаются в полицию (в связи с незначительностью ущерба), мошенники остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан.

Предложение о предоставлении данной услуги является мошенничеством, так как она может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке!

Приведенный перечень мошеннических схем не ограничивается приведенными примерами. Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных замыслов.

 

Как уберечься от телефонных мошенничеств?

Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:

- не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнениния и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;

- не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;

- не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.

Ответственность за телефонное мошенничество. 

Если телефонные мошенники все же сумели завладеть вашими деньгами, то вопрос о привлечении их к уголовной ответственности будет решаться согласно нормам ст. 159 Уголовного кодекса РФ. При этом сумма материального ущерба должна составить свыше 2500 рублей; если же сумма материального ущерба составит 2500 рублей и ниже, то отвественность наступает по ст. 7.27 Кодекса Российской Федерациии об административных правонарушениях - «Мелкое хищение».

За мошенничество, совершенное при помощи телефонных звонков и СМС-рассылок, также возможно привлечь мошенников к ответственности. Чем больше сообщений о случаях мошенничества будет зарегистрировано в правоохранительных органах, тем больше шансов, что преступники будут найдены и наказаны.

Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.

По сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях указанной категории, поступившим в правоохранительные органы, проводятся проверки в порядке ст. ст. 144,145 Уголовно-процессуального кодекса РФ, по которым принимаются соотвествующие процессуальные решения, законность которых в обязательном порядке проверяется органами прокуратуры города Севастополя.

 

28.06.2017