В связи с вопросами по увольнению и трудоустройству беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также применению Федерального конституционного закона  Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ), возникающими у жителей города Севастополя, которые на момент 21.03.2014 года находились в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребёнком, прокуратура города разъясняет.

Согласно п. 10 ст. 7 Федерального конституционного закона  Российской Федерации № 6-ФКЗ сотрудники государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.

Данная норма применяется ко всем сотрудникам государственных органов, не зависимо от нахождения сотрудника в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребёнком на момент присоединения Крыма к России.

В соответствии со ст. 184 КЗоТ Украины увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет не допускается, кроме случаев полной ликвидации учреждения, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.

Аналогичная статья предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, согласно ст. 261 ТК РФ, увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет по инициативе работодателя не допускается, кроме установленных законом случаев, в том числе, при ликвидации учреждения. По данной правовой норме обязательство трудоустройства вышеуказанной  категории работников не предусмотрено.

Особенности применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым регулируются Федеральным законом от 14.10.2014 №299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный закон №299-ФЗ).

 В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона №299-ФЗ в случае, если законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию, предусмотрен более высокий уровень гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Севастополя, по сравнению с гарантиями и компенсациями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, вплоть до 1 января 2015 года применяются законы и иные нормативные правовые акты, которые действовали на территории Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию.

Учитывая вышеизложенное, а также требования п. 3 ст. 3 Федерального закона №299-ФЗ, до 1.01.2015 года при увольнении женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, при ликвидации учреждения необходимо применять ст. 184 КЗоТ Украины, как предусматривающую более высокий уровень гарантий. 

Также, следует понимать, что п. 10 ст. 7 Федерального конституционного закона  № 6-ФКЗ о преимущественном праве на поступление на службу распространяется лишь на сотрудников органов безопасности, таможни, милиции и иных государственных органов, осуществляющих свою деятельность на территории республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21.03.2014 года.

Преимущественное право на поступление на службу в государственные органы распространяется, в том числе, и при поступлении на службу в территориальные отделения федеральных органов власти.

Вместе с тем, не все органы государственной власти, осуществлявшие свою деятельность на территории Севастополя до 21.03.2014 года  имеют такой же статус и в Российской Федерации.

Так, Пенсионный фонд Украины и его территориальные отделения относились к органам исполнительной власти, в то время как Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы таковыми не являются.

Создание органов Пенсионного фонда Российской Федерации на территории города Севастополя регулируется п.7 ст.11 Федерального конституционного закона  № 6-ФКЗ: 

В соответствии с Положением о Пенсионном Фонде Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального

закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ) Пенсионный Фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.

Согласно ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании указанного закона, составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и, таким образом, к государственным органам не относятся.

Учитывая вышеизложенное п. 10 ст. 7 Федерального конституционного закона  № 6-ФКЗ при поступлении на работу в Отделение ПФР по г. Севастополю – не применяется. 

22.12.2014