Конституционный Суд Российской Федерации 04.10.2016 принял постановление № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с жалобой А.Г. Оленева», в котором еще раз разъяснил действующее законодательство по вопросам гражданства.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Данная норма закона имеет значение при разрешении вопроса о признании гражданина Украины, не имеющего регистрации по месту жительства в Крыму или в городе Севастополе по состоянию на 18.03.2014, гражданином РФ.

Суд признал рассматриваемое законоположение соответствующим Конституции РФ, подтвердив, что под постоянным проживанием гражданина Украины в Крыму или в городе Севастополе по состоянию на 18.03.2014 понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату.

Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта постоянного проживания гражданина Украины в Крыму или в Севастополе является достаточным и безусловным основанием для признания этого гражданина уполномоченным органом в установленном порядке гражданином РФ.

Кроме этого, Конституционный Суд РФ указал на следующее.

Постоянное проживание лица на территории РФ, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, включая право на приобретение гражданства на основании федерального закона, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, которое не всегда является помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям.

Факт постоянного проживания, не подтвержденного регистрацией, в том числе с точки зрения отграничения такового от фактического пребывания, должен устанавливаться на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

При невозможности представления гражданином уполномоченному органу регистрационных документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории РФ, такой факт может быть установлен судом общей юрисдикции на основании иных законодательно допустимых доказательств в соответствии с положениями главы 28 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Информация подготовлена прокуратурой Гагаринского района города Севастополя.

02.11.2016