Право на информацию является одним из важнейших прав человека и гражданина.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантируется статьей 29 Конституции Российской Федерации.

Конституция устанавливает право граждан на информацию, свободу выражения своих убеждений, запрещает пропаганду дискриминации по различным признакам.

Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется Федеральным законом от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». В нем приведены основные термины и разъяснено их значение. В законе дано толкование терминов «массовая информация», «СМИ», «редакция СМИ» и других, определён правовой статус средств массовой информации, а также даны общие правовые положения об ответственности за нарушение законодательства о СМИ.

Отношения по обеспечению гласности в деятельности органов власти регулируются Федеральным законом от 13.01.1995 №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В сфере взаимодействия прокуратуры со СМИ особое значение имеет Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Его нормами устанавливается ряд основных положений: об опубликовании в печати сообщений о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности, его заместителей, а также прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров; органы прокуратуры действую гласно в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства; органы прокуратуры информируют органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

Также в указанном законе закреплено, что воздействие в какой-либо форме на прокурора со стороны СМИ с целью влияния на его деятельность и решения влечет установленную законом ответственность. Прокурор не обязан давать объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов или предоставлять их кому-либо для ознакомления, за исключением конкретных граждан, чьи права и свободы указанными материалами затронуты. Ознакомление осуществляется в установленном законом порядке. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, которые проводятся прокуратурой, до их завершения.

Статьёй 40-2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» среди запретов и ограничений, связанных с работой в прокуратуре, установлен запрет на публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он работает.

Такой запрет установлен также и для всех служащих, проходящих государственную гражданскую службу, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Требования, касающиеся подготовки материалов для освещения в СМИ, изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2009 №341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации», в котором указано, что материалы должны соответствовать ч.1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, требованиям федерального законодательства и международных актов, запрещающих разглашение информации, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя или потерпевшего без его согласия или согласия его законного представителя. Тем же приказом прокурорам предписано обеспечивать тщательную проверку данных, готовящихся для освещения в СМИ.

При реализации принципа гласности на прокуроров возлагается обязанность соблюдать не только уже упомянутый запрет на высказывание оценок и суждений, но также исполнять требования Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114. Речь идет о недопущении пренебрежительных суждений в отношении соблюдения Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, норм международного права и международных договоров, норм морали.

Пределы обеспечения гласности в деятельности прокуратуры посредством СМИ продиктованы разграничением сфер ответственности прокуратуры и иных органов власти. Так, в сфере осуществления уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, прокурор вправе самостоятельно принимать решения относительно результатов прокурорской деятельности. К ним относится информация о направлении уголовных дел в суд, вынесении по ним судебных решений, оценка фактов возбуждения уголовных дел и результатов следствия.

На основании статьи 39 Закона о СМИ редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию о своей деятельности обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции также в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Средства массовой информации для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры города Севастополя направляют официальные запросы на имя прокурора города Севастополя Шевченко Игоря Сергеевича, подписанные и заверенные печатью. В запросе необходимо указывать:

1. Перечень интересующих вопросов;

2. Ф.И.О. ответственного корреспондента;

3. Обратный адрес, телефон и другую контактную информацию.

Официальный запрос представители СМИ могут направить по адресу: 299011, г. Севастополь, ул. Л. Павличенко, 1, электронный адрес: press-prok@mail.ru, тел.:53-01-77.

31.05.2016