В статье 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 05.10.2015) «О прокуратуре» приведены принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Согласно положениям этой статьи органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность информации об их работе для граждан и средств массовой информации.

Реализация этого принципа дает возможность обеспечивать обратную связь с органами прокуратуры, способствует повышению уровня информированности населения о состоянии законности, результатах работы прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан. Сами средства массовой информации также становятся источником сведений, которые органы прокуратуры могут использовать в своей деятельности.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 23 октября 2009 г. N 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» вопросы расширения и углубления взаимодействия со СМИ для обеспечения объективного и оперативного освещения рассматриваются как принципиально важные. Взаимодействие со средствами массовой информации является одним из важнейших направлений работы.

Прокурорам необходимо систематически информировать население через официальные интернет-представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка. Также приказ требует оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении по ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты нарушения.

Особое внимание уделяется соблюдению положений  ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также исполнению иных требований федерального законодательства и международных актов, запрещающих предавать гласности любую информацию, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя или потерпевшего без его согласия и согласия его законного представителя.

Перечень сведений, которые являются в Российской Федерации государственной тайной, определен в статье 5 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне». К служебной тайне относятся следственная, врачебная, нотариальная. Законом также охраняются коммерческая тайна, тайна страхования, военная тайна.

Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом ответственность, в том числе уголовную.

В целях реального обеспечения действия принципа гласности в прокуратурах субъектов Российской Федерации созданы структурные подразделения по взаимодействию со средствами массовой информации. На них возложены задачи по взаимодействию с печатными изданиями, редакциями радио, телеканалов, информационными агентствами, сайтами в сети Интернет.

Согласно Федеральному закону от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.07.2015) «О средствах массовой информации» средства массовой информации это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал или иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

На основании статьи 47 Закона журналисты, занимающиеся подготовкой материалов для редакций зарегистрированных средств массовой информации, имеют право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы.

Закон устанавливает особый срок рассмотрения запросов редакций средств массовой информации.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию о своей деятельности обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в 3-х дневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Закон гласит, что в уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

В статье 40 Закона указано, что отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в 7-ми дневный срок и дата, к которой будут даны необходимые редакции СМИ сведения.

Средства массовой информации для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры города Севастополя направляют официальные запросы на имя прокурора города Севастополя Шевченко Игоря Сергеевича,  подписанные и заверенные печатью. В запросе необходимо указывать:

1. Перечень интересующих вопросов;

2. Ф.И.О. ответственного корреспондента;

3. Обратный адрес, телефон и другую контактную информацию.

Официальный запрос представители СМИ могут направить по адресу: 299011, г. Севастополь, ул. Л. Павличенко, 1, электронный адрес: press-prok@mail.ru,           тел.:53-01-77.

23.10.2015