Среди многих проблем в сегодняшней российской жизни на одно из первых мест вышла проблема наркотизации населения. Распространение наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации признано одной из основных социальных проблем в стране, угрозой национальной безопасности, здоровью и генофонду нации. Особое внимание привлекают к себе новые регионы РФ – Республика Крым и город федерального значения Севастополь, поскольку дестабилизация социально-экономической ситуации, рост безработицы и бедности в Украине стали негативным фактором, усилившим криминальную напряженность, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков в указанных регионах. Анализируя наркоситуацию можно охарактеризовать её как тяжёлую, что определяется высокой заболеваемостью наркоманией, которая в городе Севастополе составила 308,4 на 100 тыс. населения, в то время как в России -199,5.

Основные позиции на наркотическом рынке данного региона занимают каннабиноиды и опийный мак, которые в большом количестве произрастают в регионе. Кроме того, наркотические средства опийной группы нелегально ввозятся с территории Украины и Центральной Азии. Возраст наркопотребителей составляет в основном от 15 до 35 лет, большинство из них нигде не работают и не учатся.

За 9 месяцев 2017 года на территории города Севастополя выявлено 287 преступлений, из которых 79 – это преступления, предусмотренные ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) (незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта).

Федеральным законом от 07.12.2011г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья - «82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией», которая предусматривает возможность отсрочки наказания впервые осужденному, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч.1 ст. 228, ч.1 ст. 231 или ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитации.

Таким образом, к основным условиям отсрочки отбывания наказания больным наркоманией следует отнести следующее:

а) совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 или ст. 233 УК РФ;

б) впервые назначено наказание в виде лишения свободы;

в) осужденному назначено наказание в виде лишения свободы на определенный срок;

г) осужденный признан больным наркоманией;

д) виновный изъявил желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию и ремиссию.

Судебная практика показывает, что суды отдают приоритет условной мере наказания либо штрафу наркозависимым лицам, впервые представшим перед судом за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, однако условная мера наказания для химически зависимого человека без вовлечения его в лечебно-реабилитационный процесс может привести к рецидиву, зачастую к совершению более тяжкого преступления и повторному наказанию в виде лишения свободы на длительный срок.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации весьма обстоятельно и многопланово регламентирует вопросы ответственности за общественно-опасные деяния в сфере незаконного оборота наркотиков, позволяет дифференцировано подходить к выбору наказания наркозависимым лицам. В тоже время, особенно учитывая сегодняшнее критическое положение с немедицинским потреблением наркотических средств в городе Севастополе, необходимо принятие мер не только уголовно-правового характера. Лишь сочетание уголовно-правовых мер с медицинскими и социальными мерами позволит прекратить постоянный рост наркотизации общества. Меры эти должны быть направлены в первую очередь на профилактику наркомании как социального явления.

Одними из основных направлений по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ являются усилия, направленные на практическое применение комплекса социальных и правовых технологий, чтобы соединить деятельность, с одной стороны, суда и правоохранительных органов и, с другой стороны, лечебно-реабилитационных и социально-психологических государственных учреждений.

Стратегической целью государственной политики в области развития наркологической медицинской помощи в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года ставится своевременное выявление и лечение лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.

Излечение и последующая реабилитация наркозависимых лиц, восстановление их личностного и социального статуса приведет к сокращению спроса на наркотические средства и, как следствие, к сокращению предложений (сбыта) по их приобретению.

Наркологическая помощь в городе Севастополе нуждается в укреплении и расширении, а для применения ст. 82.1 УК РФ необходимо достаточное количество специализированных медицинских центров наркологического профиля, в том числе для того, чтобы суд имел возможность указать в решении конкретное учреждение для прохождения лечения.

Таким образом, в целом практическое применение видов отсрочки наказания с одновременным лечением от наркомании, несомненно, должно способствовать улучшению неблагоприятной ситуации в борьбе с наркоманией.

Кроме этого, отсрочка больным наркоманией как альтернатива лишению свободы может способствовать снижению количества заключенных в местах лишения свободы.

27.10.2017