Регулирование игорной деятельности в Российской Федерации с учетом особой актуальности данного вида бизнеса требует индивидуального подхода к работе правоохранительных органов. В этой связи немаловажной является роль прокуратуры, координирующей деятельность правоохранительной системы в данной сфере. Учитывая изложенное, прокуратура разъясняет следующее.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, которые созданы на территории пяти субъектов Российской Федерации: Республика Крым, Алтайский край, Калининградская область, Краснодарский край и Приморский край.

Игорная деятельность разрешается только при наличии разрешения на ее осуществление.

Так, у организатора должен быть документ, предоставляющий ему право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Разрешение действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны, в нем указывается дата, с которой организатор азартных игр имеет право приступить к осуществлению соответствующей деятельности, а также наименование игорной зоны.

Законом установлены следующие основные ограничения на проведение азартных игр:

1) организаторами азартных игр могут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации;

2) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям действующего законодательства;

3) не допускается деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи;

4) игорные заведения могут открываться только в игорных зонах в порядке, установленном Законом.

Основные требования, предъявляемые законом: игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть

расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов); площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров; в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, при этом могут устанавливаться игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и автоматы, размещенные в казино, должны находиться в собственности организатора азартных игр.

За незаконную организацию и проведение азартных игр установлена административная и уголовная ответственность.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 237-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

За организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно - телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») или средств связи (в том числе подвижной связи), за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц от 800 тыс. рублей до 1,5 млн. руб., с конфискацией игрового оборудования.

Согласно ч. 1.1 ст. 14.1.1 КоАП РФ предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 тыс. руб. до 1,5 млн. рублей.

Частью 1.2 ст. 14.1.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи, в виде штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн. руб. до 2 млн. рублей.

Часть 5 ст. 14.1.1 КоАП предусматривает ответственность за нахождение лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении. За это предусмотрен административный штраф в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. на должностных лиц, а на юридических лиц - от 300 тыс. руб. до 500 тыс. рублей.

Статьей 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб., либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 4 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Если же указанные деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или совершены группой лиц по предварительному сговору, то ответственность за них предусмотрена частью 2 указанной статьи в размере от 500 тыс. до 1 млн. руб. либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.

Максимальное наказание за те же деяния, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере либо совершенное организованной группой или должностным лицом наказываются штрафом в размере от 1 млн. до 1,5 млн. руб., либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей

18.10.2018