Несоблюдение органом почтовой связи контрольных сроков пересылки почтового отправления образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

 

Согласно п. 36 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                    «О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившего в законную силу с 01.01.2017, деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В пункте 7 статьи 3 названного Закона № 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Из указанного следует, что получение (переоформление) хозяйствующим субъектом специального разрешения (лицензии) непосредственно связано с намерением данной организации осуществлять лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

ФГУП «Почта России» оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии. Согласно п. 5 Лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ (л.д.23-25), следовательно, лицензиат обязан обеспечить соблюдение установленных законом требований при оказании услуги связи.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» следует, что к должностным лицам, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ могут быть отнесены работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, поскольку глава 14 КоАП РФ не предусматривает иное.

Данные обстоятельства служат основанием для привлечения должностных лиц ФГУП «Почта России» к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе, за нарушение сроков пересылки отправлений.

При этом полномочия по рассмотрению указанных правонарушений, вне зависимости от категории почтового отправления, возложены на специализированный орган в сфере связи и информации - Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Граждане, в случае нарушения ФГУП «Почта России» правил оказания услуг почтовой связи, имеют право обратиться в специализированный орган в сфере связи и информации с заявлением о нарушении срока пересылки отправлений и привлечении должностных лиц к административной ответственности.

Информация подготовлена  помощником прокурора Ленинского района города Севастополя Родионовым О.Р.

13.11.2018