С 15 сентября 2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Он устанавливает порядок рассмотрения споров, возникающих из публичных правоотношений в судах общей юрисдикции.

В соответствии с требованиями КАС РФ с 15 сентября 2015 года рассматриваться такие категории дел, возникающих из публичных правоотношений, как оспаривание нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, наделенных государственными или публичными полномочиями, квалификационных коллегий судей. В этом порядке граждане смогут защищать избирательные права, а также предъявлять требования о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

К административным спорам отнесены также дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц, о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую противотуберкулезную организацию, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, дела о прекращении деятельности средств массовой информации, о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение.

Положения КАС РФ не распространяются на производства по делам об административных правонарушениях и об обращении взыскания на средства бюджетов (ч. 5 ст. 1 КАС РФ). Также КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, которые отнесены к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежат рассмотрению в ином процессуальном порядке в судах общей юрисдикции и Верховном Суде РФ.

Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции. Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ - уже областным (краевым, верховным республиканским) судом. Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ).

К числу участников административного дела в суде относятся (ст. 37 КАС РФ): стороны, т.е. истец и ответчик (или несколько истцов и ответчиков); заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, защищающие интересы других (неопределенного круга) лиц.

Истцами могут быть физические и юридические лица, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами (ч. 3 ст. 38 КАС РФ).

Ответчиками могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, а также иные органы, должностные лица и организации, наделенные публичными полномочиями (ч. 5 ст. 38 КАС РФ).

Важными для обратившихся в суд граждан являются положения о том, что теперь административный ответчик должен будет доказывать законность принятых нормативных актов, решений, действий (бездействия), подтверждать факты, на которые он ссылается как на основание своих возражений.

Дополнительное требование установлено для лиц, которые могут быть представителями в суде: у них должно быть высшее юридическое образование.

КАС РФ позволяет рассматривать дела в упрощенном (письменном) порядке, т.е. без проведения устного разбирательства. Такое возможно, если стороны на это согласны и указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб. (ст. 291 КАС РФ).

Принятые судом решения могут быть обжалованы в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся - обстоятельствам.

Апелляционную жалобу можно подать в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ). По некоторым категориям дел предусмотрены более короткие сроки обжалования: 5- 10 дней.

Например, по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан на участие в референдуме такой срок составляет пять дней со дня принятия решения (ч. 3 ст. 298 КАС РФ).

Кассационную жалобу по общему правилу можно подать в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного акта (ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15.09.2015, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Аналогичный порядок предусмотрен и для не рассмотренных до этого времени апелляционных (частных) и кассационных жалоб, представлений прокурора.

22.10.2015