Прокуратура Российской империи

История образования института прокуратуры в России неразрывно связана с потребностями страны в эпоху больших реформ. Идея создания этого органа изначально состояла не в его карательном предназначении, а в обеспечении справедливости и законности.

Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением законности. Указом Петра I в 1711 году в России учреждается фискальная служба.

12 января 1722 года издан Указ, гласивший: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Этим историческим документом первый российский император создал ведомство, которое он поставил выше Сената и всех других государственных учреждений.

С 1996 года до сегодняшнего дня 12 января является профессиональным праздником надзорного ведомства России – Днем работника прокуратуры Российской Федерации.

В апреле 1722 года Петр I подписал Указ, учредивший должность Генерал-прокурора. «Сей чин – яко око наше и стряпчий в делах государственных». Эти слова великого реформатора как нельзя лучше характеризуют предназначение прокуратуры. Прокуроры исполняли роль взыскателей наказания и одновременно защитников невиновности. Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным законодательным актом o прокуратуре на протяжении всего XVIII века.

Первым генерал-прокурором Российской Империи стал Павел Ягужинский. «Вот мое око, коим я буду все видеть», - сказал Петр I, представляя его сенаторам, дав начало известному эпитету, применяемому к прокурорам и поныне, – «государево око».

Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных перед императором. Основная функция прокурора на начальном этапе обновления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, а обер-прокурор Синода (органа, ведающего делами духовенства) надзирал за деятельностью Синода.

Прокуроры осуществляли надзор за законностью в деятельности и других государственных органов. Они вели наблюдение за расходованием казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, могли вносить предложения по устранению иных нарушений законов.

История крымской прокуратуры началась в 1803 году, когда в Таврическую губернию (ныне Крым) был назначен первый губернский прокурор Михаил Тарнавский.

 

Прокурорский надзор в СССР

По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений все более ощутимой становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой системе.

В начале 1922 года был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание с ограниченными полномочиями в составе Министерства юстиции.

«Положение о прокурорском надзоре» утвердили в мае 1922 года. Так была создана Государственная прокуратура РСФСР.

На прокуратуру были возложены функции по осуществлению от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона. Прокуратура непосредственно наблюдала за деятельностью органов дознания, поддерживала обвинения в суде, наблюдала за правильностью содержания заключенных.

На тот момент прокуратура вошла в состав Наркомата юстиции в качестве 6-го отдела – Отдела Государственной прокуратуры.

В период с 1922 по 1924 годы существовала должность Ялта-Севастопольского прокурора. В 1925 году город Севастополь с прилегающими к нему сельскими районами был выделен в отдельный судебный округ, а значит  появился и приписанный к нему севастопольский прокурор.

В 1933 году учреждена прокуратура Союза ССР. Конституция СССР, принятая через 3 года, впервые в истории конституционного законодательства ввела понятие высшего надзора за точным исполнением законов. И эта прерогатива отнесена исключительно к полномочиям Прокурора СССР. Прокуратура окончательно была выделена в самостоятельную единую централизованную систему, каковой и является по сей день.

В годы Великой Отечественной войны прокуратура Севастополя действовала до последних дней героической обороны города и возобновила работу в день освобождения Севастополя – 9 мая 1944 года.

После войны севастопольские прокуроры подчинялись крымским. Органы прокуратуры в то время включали в себя прокуратуру г. Севастополя, прокуратуры Сталинского, Северного и Корабельного районов. Впоследствии в районном делении города происходили изменения.

30 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская АССР преобразована в Крымскую область в составе РСФСР. Соответственно, прокуратура Крымской АССР стала называться прокуратурой Крымской области.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года город Севастополь выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр и отнесен к категории городов республиканского подчинения.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года Крымская область передана из состава СССР в состав Украинской ССР. Прокуратура Крымской области стала подчиняться прокуратуре Украинской ССР.

Северный район Севастополя был переименован в Нахимовский район, соответственно, прокуратура Северного района стала называться прокуратурой Нахимовского района.

В мае 1955 года принимается «Положение о прокурорском надзоре СССР», в соответствии с которым органы предварительного следствия, в том числе и органы государственной безопасности, были поставлены под строгий надзор.

Приказом Генерального прокурора СССР 1956 года в городе Севастополе ликвидируются районные прокуратуры, и с 16 мая 1956 года прокуратура города Севастополя стала выполнять функции межрайонной прокуратуры.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 апреля 1957 года в городе Севастополе образован Балаклавский район, а Нахимовский и Корабельный районы объединены в один Нахимовский. Решением Севастопольского горисполкома от 1961 года Сталинский район города был переименован в Ленинский.

В соответствии с приказом Генерального прокурора СССР в 1967 году в городе Севастополе организованы прокуратуры Ленинского, Нахимовского и Балаклавского районов.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета УССР 1975 года в Севастополе образован Гагаринский район. Приказом Генерального прокурора СССР 1976 года организована прокуратура Гагаринского района Севастополя.

30 ноября 1979 года принят новый закон СССР «О прокуратуре СССР». Деятельность органов прокуратуры направлялась на всемерное укрепление законности и правопорядка. Прокуратура осуществляла надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и гражданами, органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и при рассмотрении дел в судах.

С 1985 года в СССР началась «перестройка», которая привела к распаду Советского Союза.

Законом Украинской ССР от 12 февраля 1991 года восстановлена Крымская АССР в пределах Крымской области, и, в соответствии с приказом Генерального прокурора СССР и приказом прокурора Крымской АССР, с 31 мая 1991 года прокуратура Крымской области стала прокуратурой Крымской АССР.

24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял акт, провозгласивший независимость Украины, и заявил о выходе из СССР. Севастополь стал городом центрального подчинения, Черноморский флот – объединенным флотом двух государств – Украины и России. Прокуратура Украинской ССР стала называться Генеральной прокуратурой Украины.

5 ноября 1991 года принят новый закон Украины «О прокуратуре».

При этом в 1993 году Постановлением Верховного Совета Украины «Об образовании Севастопольского городского суда» и на основании приказа Генерального прокурора Украины «О переподчинении прокуратуры г. Севастополя» прокуратуре города Севастополя был придан статус областной прокуратуры с подчинением ей прокуратур Балаклавского, Гагаринского, Ленинского и Нахимовского районов Севастополя.

 

Прокуратура Севастополя после воссоединения города с Российской Федерацией

21 марта 2014 года согласно Федеральному Конституционному закону № 6-ФКЗ Крым и Севастополь приняты в состав Российской Федерации. Город-герой Севастополь получил статус «город федерального значения».

25 марта 2014 года подписан приказ Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Об образовании прокуратуры Республики Крым и прокуратуры города Севастополя в системе прокуратуры Российской Федерации».

Руководителем прокуратуры Севастополя после воссоединения с Россией стал Игорь Сергеевич Шевченко.

Прокуратура города Севастополя стала третьей в Российской Федерации, имеющей статус прокуратуры города федерального значения. На сегодняшний день ей подчинены прокуратуры Балаклавского, Ленинского, Гагаринского и Нахимовского районов, а также Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура.