Статьей 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно закону государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя, предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

С января 2012 года введена в действие статья 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (например, постановка на учет, выдача справок, разрешений, предоставление технического средства (изделия) инвалиду, компенсация расходов, предоставление земельного участка, определение вида разрешенного использования земельного участка и др.), а именно:

- нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги с нарушением установленных сроков;

- требование ответственным должностным лицом документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или

муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению.

Следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.63 КоАП РФ, относится к исключительной компетенции прокурора.

Если гражданин считает, что органом государственной власти или иным органом, на которые возложено осуществление публично значимых функций, нарушены нормы указанного законодательства, ему необходимо обращаться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.

Прокурор отдела

по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

младший советник юстиции В.В. Махиня

11.05.2018