Увеличивающаяся миграция на территорию Российской Федерации вынуждает законодателей устанавливать определенные рамки для нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации. Это связано как с социально-экономическими факторами, так и с факторами, влияющими на общественную безопасность.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 указанного закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации предусматривает административную ответственность, предусмотренную статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) (пребывание на территории Российской Федерации без разрешительных документов или уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания).

Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Таким образом, установленное санкцией данной нормы дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является альтернативным.

В соответствии с общими правилами КоАП РФ административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В частности суды выясняют у иностранных граждан и лиц без гражданства  обстоятельства, подтверждающие наличие тесных социальных связей на территории Российской Федерации.

Такими обстоятельствами, в основном, являются: проживание одной семьей с гражданином (гражданкой РФ) или заключение с ним (ней) брака, постоянная работа на территории РФ, оказание помощи нетрудоспособным родственникам, проживающим на территории РФ, наличие собственности на территории РФ и так далее.

Сложившая судебная практика по названным делам предусматривает, что назначение судом наказания в виде административного выдворения при таких обстоятельствах противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

09.01.2019