Перечень нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, влекущих административную ответственность, предусмотрен ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ:

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

2. Нарушение сроков проведения проверки;

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

К данной категории нарушений следует отнести плановые проверки, проведенные до истечения трехлетнего срока со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, к данной категории нарушений следует отнести проверки, проведенные должностными лицами до истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В эту же группу входят незаконные проверки, проведенные по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, которые заведомо не содержат сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо наступлении таких последствий.

2. Нарушение сроков проведения проверки.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ) срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней и не более чем на десять часов в отношении микропредприятий.

Согласно ч. 5 ст. 22 Закона № 377-ФЗ срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней. Указанные положения не применяются при проведении внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В Законе № 294-ФЗ предусмотрены два основания согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а именно поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.

Законом № 294-ФЗ не допускается привлечение органами контроля (надзора) к проверке не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, которые устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций в качестве экспертов, экспертных организаций при проведении надзорными органами мероприятий по контролю. В соответствии с указанными Правилами аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет.

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Согласно ч. ч. 10, 11 ст. 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения в соответствии с Законом № 294-ФЗ ограничена одним разом в три года, до 1 января 2018 года не проводятся.

Формирование и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей на 2015 год, предусматривающих проверку соблюдения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении видов деятельности, указанных в ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в срок до 15 июня 2015 года без согласования с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 22 Закона № 377-ФЗ плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, контроля в сферах миграции и транспортной безопасности, проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок. Виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, по которым плановые проверки проводятся в виде совместных проверок, и порядок проведения таких проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя органа государственного контроля или непредставлении акта о проведенной проверке, предусматривает административную ответственность по ч. 2 данной статьи КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

При определении повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, следует исходить из смысла п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторным совершением административного правонарушения считается совершение аналогичного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 19.6.1. КоАП РФ является исключительным полномочием прокурора.

Таким образом, если Вы полагаете, что должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля переступили Закон, за защитой своих прав Вы можете обратиться в органы прокуратуры.

05.03.2015