Под понятием коррупции, согласно Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) принято понимать: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Уголовный кодекс Российской Федерации также предусматривает уголовную ответственность за коррупционные деяния. Так, Уголовный кодекс разграничивает взяточничество на получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)), дачу взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Взяточничество это преступление особого рода, и оно не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия, по крайней мере, двух субъектов - того, кто получает взятку (взяткополучатель) и того, кто её дает (взяткодатель). Но к совершению взяточничества нередко привлекаются и посредники, которые способствуют совершению преступления (ведут переговоры, передают взятку).

Получение взятки заключается в приобретении должностным лицом денег, имущества или выгод имущественного характера за законные или незаконные действия (бездействия) в пользу дающего.

Дача взятки - начальный этап коррупции. Она провоцирует должностное лицо, создаёт для него нездоровый соблазн постоянного обогащения незаконными средствами, связанный с исполнением служебных обязанностей.

Также законодателем введена административная ответственность за коррупционные проявления.

Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрены 2 статьи, устанавливающие ответственность за коррупционные правонарушения, а именно: ст. ст. 19.28 и 19.29.

В основном вопросы возникают с применением ст. 19.29 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.  

 На самом деле процедура трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в целом не отличается от стандартной процедуры приема на работу, но в тоже время имеет одно значимое отличие.

Так, согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008   № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из указанных норм законодательства следует, что после заключения между работодателем и бывшим государственным или муниципальным служащим трудового договора, работодателю необходимо в течение 10 дней направить уведомление о трудоустройстве  бывшего государственного или муниципального служащего в государственную или муниципальную организацию по месту работы последнего. Указанное уведомление также должно быть установленной законом формы.

Важно помнить, что указанное требование действует в течение двух лет с момента увольнения бывшего государственного или муниципального служащего, а следовательно, не имеет значение количество рабочих мест, которые занимал бывший государственный или муниципальный служащий после увольнения из государственной или муниципальной организации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 Закона под противодействием коррупции, в частности, понимается деятельность организаций в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона к числу основных принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что организации независимо от форм собственности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указанные перечень мер по противодействию коррупции не является исчерпывающим.

Так, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии со статьей 13.3 вышеуказанного Закона и в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013. Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Информация подготовлена прокуратурой Гагаринского района города Севастополя. 

09.12.2015